четверг, 2 июня 2011 г.

Гений и злодейство


«Я знаю, меня часто называют трудным актером и сумасшедшим маньяком. Но спросите тех, с кем я работаю, и все скажут, что на самом деле я милейший человек» (Гэри Олдмен)
То, как его Stansfield принимает пилюлю в "Леоне", как упиваясь своей значимостью, Зорг в его обличии отвечает на фразу:
- Зорг, Вы чудовище!
-Я знаю)
а его Гильденстерн раз двадцать повторяет слово – ”Heads” в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и делает это каждый раз по-разному,находя новую, особенную интонацию и специфическое, неповторимое выражение лица...
то, как он смотрит на Мину,а также сквозь экран,в самое наше сердце на улицах старого Лондона - всё это делает один человек и так,что мы не узнаём его,но верим-что вот он-настоящий,потому-что это Олдмэн,тот самый Гэри Олдмэн,мастер перевоплощения,гений злодейства и Актер Актерыч (Actor’s Actor),как его величают в Голливуде.
Определённо-в амплуа злодея он привнес новый взгляд и нетривиальную трактовку образа подобных персонажей.
Его злодеи меньше всего напоминают традиционных отрицательных героев, чья функция состоит в том, чтобы получить пулю в лоб или кинжал в сердце в конце фильма.
Они настолько сложны, настолько ярки, настолько глубоки и личностны,что, порой, он затмевают собой остальных персонажей.
Гениальность Гэри подчёркивают все, кто с ним работал. Энтони Хопкинс говорит о его роли Дракулы:
«Он актер, одержимый какой-то своей страстью и за этим интересно наблюдать. У него много талантов, в нем бушует огонь творчества, и я видел это, когда он отчаянно пытался срежиссировать свою роль, так как не получал от режиссера того, что ему было нужно..."
Даже те восхищаются им - кто ненавидит его, как человека.
Вайнона Райдер, играющая его возлюбленную в том же фильме, упоминала в интервью,что "Гэри,весь, как натянутая струна, но струна - гениального музыкального инструмента".
Это именно Френсис Коппола положил начало их вражде: на съемках своего детища он счёл,что Райдер и Олдмен недостаточно ненавидят друг друга в кадре и всячески провоцировал Вайнону на истерики, называя её "сукой", а потом виртуозно переводя её негатив на Гэри.
Гери оставался джентельменом не долго и дошло до того, что Вайнона однажды спросила у Фрэнсиса, глядя на мирно курящего в сторонке Гэри:
"Вы мне позволяете все, что угодно?"-"Конечно!" Вайнона моментально, безо всякой причины, накинулась на Гэри и начала его избивать кулаками. Врагами они сыграли и также разошлись.
Люк Бессон считает, что Олдмэн в любой роли ухитряется играть полновесно и индивидуализированно.
"Гэри - гениальный актер, - говорит Бессон. - Мощная машина, как "феррари". Жмешь на рычаг, и она сразу трогается. Но, конечно, такой машине не помешает классный водитель".
Считается, что в фильме Копполы, Гэри играл лучшую роль. Хотя кинофильм был воспринят неоднозначно, но ни у кого не вызывало сомнений, что работа Олдмана была великолепна.
C той поры "злого гения" стали активно приглашать на роли отрицательных героев.
Сам же актер не раз говорил: "Люди, которые знают меня, знают и то, что я обладаю чувством юмора, я на самом деле немного клоун и я был бы рад если бы кто-нибудь заметил это и предложил бы мне сыграть в комедии!...".
То, что Гэри великолепен в любой роли - это бесспорно.
Он способен перевоплощаться до неузнаваемости,на каждую новую роль предлагает особый говор,манеры и мимику, и даже,почти осязаемую причину своего коварства или наивности.
Кажется,что создаваемый им персонаж живет еще и отдельно от замысла режиссера и автора сценария, он словно вживляет в них еще один,параллельный образ,который не остаётся незамеченным зрителем.
Его Гильденстерн по-детски радующийся каждой мелочи, удивляющийся самым,казалось бы, ординарным явлениям,сменяется Розенкранцем за одну минуту ,который как философ, рассуждает о смерти. И это перевоплощение не выглядит внезапным, почти случайным
прозрением, напротив, складывается впечатление, что он наконец «обрел почву под ногами». Такое ощущение, что он проскочил этап познания материального мира, сразу обратившись к высшим сферам; постигнув глубинный смысл вещей, вдруг обнаруживает,
что у них есть физические, весьма занимательные свойства! Потрясающая актерская игра!
Никакой фальши, притворства, натянутости. Бесхитростный мудрец, просветленное дитя. Гармоничный законченный образ.
Также Гэри удаются портреты исторически известных личностей -Сид Вишис, Джо Ортон, Ли
Харви Освальд, Людвиг ван Бетховен. После роли Сид Вишеса, мать настоящего Вишеса, пересмотрев фильм, сказала, что он "вернул ей сына" и даже подарила Гэри один из его браслетов.
В"Маленьких пальчиках" (2003)очень убедительно сыграл карлика.
В рекламном проекте компании БМВ, снятом по мотивам фильма "перекресток", ("Beat The Devil") "Обогнать дьявола"-Олдман вновь был дьяволом. Начало такое каким ему и положенно быть - он сам сатана,а вот в конце он преображается в опущенного злодея,униженного,комичного и именно это стоит видеть! Блестящее лицедейство, достойное стоят в одном ряду с гением Чарли Чаплина,на мой взгляд.
Определённо он уникален, как личность,и это учитывая то,что, во всех интервью он ведёт себя крайне скрытно, раскрываясь только на экране,умудряясь держать внутри себя не один характер, а несколько.
Знаменитая Олдмэнская любовь к выпивке никогда не была препятствием в его работе. Его персонажи всегда жили лихорадочной, напряженной жизнью,а зеленый змий, кажется, даже способствовал интенсивности актерской игры.

И знаете, почему тот самый Пушкин был не прав, уверяя, что "Гений и злодейство-две вещи не совместны"?
-Потому-что в его времени не было Гэри Олдмена)

Комментариев нет:

Отправить комментарий